Чикагская архитектурная школа (1880—1910 гг.)
Страница 4

Для выдающихся зданий была исполь­зована вся гамма облицовочных материалов: натуральный камень в нижних этажах, кир­пич для промежуточных этажей и керамика для завершающего этажа и карниза. Обли­цовка стен натуральным камнем, несмотря на ряд недостатков: трудоемкость связи со стальным каркасом и необходимость за­полнения бетоном пазух между камнем и стеной, имела повсеместное применение в строительстве административных высотных зданий и пользовалась особой популяр­ностью в конце столетия как следствие исто­рической традиции века. И хотя естествен­ный камень и был оттеснен на второй план чикагской школой, но вытеснен окончатель­но не был.

По мере того как каркасный способ строительства в Соединенных Штатах совершенствовался и расширялся, становились за­метными перемены в отношении к архитек­туре— наметился решительный поворот к академическому историзму. Некоторые историки современной архитектуры, напри­мер Гидион, считают толчком для этой пе­ремены Всемирную чикагскую выставку 1893 г. Пышный декоративный стиль, импор­тированный парижской Высшей школой изящных искусств, праздновавший свой триумф, задушил в зародыше стремление к новой архитектуре и отбросил ее разви­тие на 50 лет.

Конечно, выставка 1893 г. не была источ­ником неоклассического движения, а послу­жила только первым признаком его. Успехи чикагской школы были стихийными; она бы­ла признана народом и архитекторами всей страны; она была созвучна выросшим строи­тельным объемам и более строгим техничес­ким правилам, однако для функциональной архитектуры, свободной от исторических от­звуков, время еще не настало.

Проблематика архитектуры небоскребов в 90-е годы отчетливо проявилась в соору­жениях Л. Салливена. Его мастерская в Па­риже входила в проектное бюро Д. Адлера, с которым он проработал до 1895 г.

Первым торговым высотным зданием с металлическим каркасом является вы­строенный в 1890—1891 гг. «Уэйнрайт-бил-динг» в Сент-Луисе. Салливен пытался в нем решить архитектурную проблему небо­скребов как замкнутой, уравновешенной в перспективе композиции. Согласно класси­ческой схеме цоколь — стена — карниз он разделил корпус здания на три зоны: три нижних этажа, выполненных из натурально­го камня, над ними ряд этажей в кирпич­ной кладке с узкими выступающими колон­нами и утопленным орнаментированным поясом, а затем мощный ббгато украшен­ный орнаментом фриз, на котором покоят­ся сильно выступающие карнизные плиты. Угловые колонны сильно расширены по сравнению с промежуточными.

В 1894—1895 гг. Салливен усовершенст­вует этот принцип членения в «Гэранти-бил-динг», выстроенном в Буффало, и одно­временно усиливает масштабный эффект вертикального членения: цезура между тре­мя зонами, а также мощь угловых колонн и венчающего карниза сильно смягчены, все элементы обобщены в одно органически на­растающее целое.

Архитектура этих двух небоскребов с их виртуозной орнаментикой не могла стать школой, поскольку она была слишком инди­видуальна. Салливен сам это хорошо чувст­вовал; во всяком случае, в своей последней знаменитой работе — здании универсально­го магазина фирмы «Карсон, Пири и Скотт» в Чикаго (1899—1901 гг.) — он вернулся к элементарно простому членению фасада, точно соответствовавшему структуре карка­са — орнамент сохранился в нижних этажах и в обрамлении окон, классические принципы композиции были отброшены. Для самого Салливена это строительство было трагическим промахом, современники не могли его понять и видели в нем рецидив к примитивному каркасному строительству. В заключение мы должны назвать еще ряд работ, в которых пионерский дух строи­телей Чикаго находил отражение вплоть до первой мировой войны. Это несколько зда­ний, в которых с помощью простых средств воплощалось то, что удалось выкристалли­зовать Салливену в качестве квинтэссенции чикагской школы в здании универсального магазина фирмы «Карсон, Пири и Скотт». В скромной кирпичной одежде с изящным членением на вертикальные элементы и го­ризонтальные полосы его здания практи­чески не стареют. Характерным представи­телем этой группы ранних сооружений с металлическим каркасом является «Либер­ти Мьючиал Иншуренс билдинг» (1908 г.).

Страницы: 1 2 3 4 

Строительство искусственных сооружений
Трудозатраты на изготовление и сооружение сборных элементов труб: Устройство основания под звенья труб (2.10) Укладка звеньев трубы краном: Укладка краном блоков оголовок с устройством основания гидроизоляции: Таблица 2.6 Трудозатраты на изготовление и сооружение сборных элементов труб. Наим ...

Клуб им. М. В. Фрунзе
(Москва, Бережковская набережная, 28). Построен для Дорогомиловского химического завода имени М. В. Фрунзе, отсюда часто встречается второе название здания «Клуб Дорхимзавода». Театральный зал клуба имеет три уровня. Он понижается уступами в сторону сцены, при этом верхние ярусы не нависают над нижними. По ...

Геология, геоморфология, гидрология района
Рельеф местности проложения участка дороги холмистый с отдельными логами, увалами, слегка понижающийся к западу. Водоотвод обеспечен уклонами местности. В геологическом строении участка трассы дороги принимают участие аллювиальные и делювиальные грунты, представленные глинами, суглинками, супесями и песка ...

Главное меню


Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smartarchitect.ru