Методы теоретического и эмпирического уровней исследования

На теоретическом и эмпирическом уровнях исследования используется анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и абстрагирование.

Анализ – метод познания, заключающийся в мысленном расчленении предмета исследования или явления на составные более простые части и выделении его отдельных свойств и связей. Однако анализ – не конечная цель исследования. Понимание внутренней структуры объекта, характера его функционирования и закономерностей развития достигается с помощью синтеза явления.

Синтез – метод познания, состоящий в мысленном соединении связей отдельных частей сложно явления и познания целого в его единстве. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве. Без изучения частей нельзя познать целое, без изучения целого с помощью синтеза нельзя до конца понять функции частей в составе целого. Именно поэтому диалектический материализм подчеркивает единство и неразрывную связь методов анализа и синтеза.

Индукция представляет собой метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому обобщению и установлению общего положения, отражающего закон или другую существенную связь. При индуктивном методе исследования общее знание предмета исследования создается на основе исследования предметов определенного класса, нахождения в них общих существенных признаков, что служит основой для получения сведений об общем признаке, характером для данного класса предметов.

Дедукция – метод перехода от общих положений к частным, получение из известных истин новых истин с использованием законов и правил логики. Важным правилом дедукции является следующее: «Если из высказывания А следует высказывание В и высказывание А истинно, то высказывание В также истинно» [8]; при этом заключение об истинности В следует с необходимостью.

Аналогия – метод научного исследования, когда знания о неизвестных предметах и явлениях достигаются на основе сравнения с общими признаками предметов и явлений, которые исследователю известны.

Моделирование – метод научного познания, заключающийся в замене при исследовании изучаемого предмета или явления специальной моделью, воспроизводящей главные особенности оригинала, и ее последующем исследовании. Таким образом, при моделировании эксперимент проводят на модели, а результаты исследования с помощью специальных методов распространяют на оригинал.

Абстрагирование – метод научного познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств, связей, отношений предметов и выделении нескольких интересующих исследователя свойств или признаков. Результат абстрагирования называют абстракцией.

Технологические схемы возведения здания и методы монтажа
При монтаже многоэтажного здания производственного назначения применяем комбинированный метод монтажа: часть конструкций монтируем раздельно, а часть - комплексно. Комбинированный метод является сочетанием раздельного и комплексного методов монтажа конструкций. Раздельный метод монтажа предполагает за кажду ...

Подбор марки экскаватора
Объем грунта в котловане находится в диапазоне от 2000 до 8000 м3, рекомендуемый объем ковша экскаватора около 0,65 м3. Будем использовать колесный экскаватор JCB JS 130W (обратная лопата) с гидравлическим приводом. Технические характеристики Показатели Двигатель Isuzu A4GIT-S2 Эксплуат ...

Расчёт повысительных установок
В том случае, если величина требуемого напора превышает гарантируемый напор в наружной водопроводной сети в точке подключения более, чем на 2 метра, необходимо устанавливать повысительний насос [1]. Подбор насоса (определение марки) осуществляется по значениям подачи, расхода и напора насоса Qн и Нн. Подач ...

Главное меню


Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smartarchitect.ru