Методы теоретического и эмпирического уровней исследования

На теоретическом и эмпирическом уровнях исследования используется анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и абстрагирование.

Анализ – метод познания, заключающийся в мысленном расчленении предмета исследования или явления на составные более простые части и выделении его отдельных свойств и связей. Однако анализ – не конечная цель исследования. Понимание внутренней структуры объекта, характера его функционирования и закономерностей развития достигается с помощью синтеза явления.

Синтез – метод познания, состоящий в мысленном соединении связей отдельных частей сложно явления и познания целого в его единстве. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве. Без изучения частей нельзя познать целое, без изучения целого с помощью синтеза нельзя до конца понять функции частей в составе целого. Именно поэтому диалектический материализм подчеркивает единство и неразрывную связь методов анализа и синтеза.

Индукция представляет собой метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическому обобщению и установлению общего положения, отражающего закон или другую существенную связь. При индуктивном методе исследования общее знание предмета исследования создается на основе исследования предметов определенного класса, нахождения в них общих существенных признаков, что служит основой для получения сведений об общем признаке, характером для данного класса предметов.

Дедукция – метод перехода от общих положений к частным, получение из известных истин новых истин с использованием законов и правил логики. Важным правилом дедукции является следующее: «Если из высказывания А следует высказывание В и высказывание А истинно, то высказывание В также истинно» [8]; при этом заключение об истинности В следует с необходимостью.

Аналогия – метод научного исследования, когда знания о неизвестных предметах и явлениях достигаются на основе сравнения с общими признаками предметов и явлений, которые исследователю известны.

Моделирование – метод научного познания, заключающийся в замене при исследовании изучаемого предмета или явления специальной моделью, воспроизводящей главные особенности оригинала, и ее последующем исследовании. Таким образом, при моделировании эксперимент проводят на модели, а результаты исследования с помощью специальных методов распространяют на оригинал.

Абстрагирование – метод научного познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств, связей, отношений предметов и выделении нескольких интересующих исследователя свойств или признаков. Результат абстрагирования называют абстракцией.

Конструирование и расчёт ростверка. Конструирование и расчёт ростверка свайных фундаментов под колонны осей 101-131 (N=700кН)
Размер подколонника равен luc = buc = 90см (см. табл. 7.2 [5]) Глубина стакана hg = 60 см Высота ростверка 1,2 м Расстояние от дна стакана до подошвы ростверка t b = 1,2 – 0,6 = 0,6м > 0,4м Расстояние от граней колонны до внутренних граней свай: с1 = 0,5(r1 – lc – bp) = 0,5(0,9 – 0,3 – 0,3) = 0,15м ...

Устройство земляного полотна в зимних условиях
Таблица 19. Примечание Обоснование До начала земляных работ на объектах, намеченных к строительству в зимних условиях, кроме общих подготовительных работ, должны быть проведены следующие специальные подготовительные работы: ■ установка снегонезаносимых разбивочных знаков; ■ обеспеч ...

Спецификация элементов сборных конструкций
№ п/п Наименование элементов Марка элемента Эскиз Размеры Масса одного элемента, т Количество элементов на все здание длина ширина или высота 1 2 3 4 5 6 7 8 Многоэтажная часть здания 1 Колонна первого этажа крайняя К-3’К 6850 ...

Главное меню


Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smartarchitect.ru