Методы теоретического уровня исследования

На теоретическом уровне исследования используются такие общенаучные методы, как идеализация, формализация, принятые гипотезы, создание теории.

Идеализация – это мысленное создание объектов и условий, которые не существуют в действительности и не могут быть созданы практически. Она дает возможность лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств или мысленно наделить их нереальными, гипотетическими свойствами, позволяя получить решение задачи в конечном виде. Например, в различных областях знаний (физика, теплопередача) широко применяются понятия абсолютно черного и абсолютно белого тел, абсолютно твердого тела, идеального газа и идеальной жидкости.

Идеализация достигается многоступенчатым абстрагированием, мысленным переходом к предельному случаю в развитии какого-либо свойства (абсолютно черное тело) или простым абстрагированием (несжимаемая жидкость). Естественно, любая идеализация правомерна лишь в определенных пределах.

Формализация – это метод изучения различных объектов, при котором основные закономерности явлений и процессов отображаются в знаковой форме, с помощью формул или специальных символов. Формализация обеспечивает обобщенность подхода к решению различных задач, позволяет формировать знакомые модели предметов и явлений, устанавливать закономерности между изучаемыми фактами. Символика искусственных языков придает краткость и четкость фиксации значений и не допускается двусмысленных толкований, сто невозможно в обычном языке.

Гипотеза – научно обоснованная система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления. Гипотеза является формой перехода от фактов к законам, переплетением достоверного, принципиально проверяемого, но недоступного проверке опыта прошлого и представлении о будущем, уже используемого и лишь потенциально возможного [8].

В своем развитии гипотеза проходит три основные стадии. На этапе эмпирического познания происходит накопление фактического материала и высказывание на его основе некоторых предложений. Далее из сделанных предложений развертывается предположительная теория – формируется гипотеза. На заключительном этапе осуществляется проверка гипотезы, ее уточнение. Таким образом, основу превращения гипотезы в научную теорию составляет практика.

Различают обычные и математические гипотезы. В обычной гипотезе делается предположение о физических свойствах объекта и затем производится его математическое описание. Примером такой гипотезы является закон Фурье – основной закон теплопроводности. Изучая процессы теплопроводности, Ж. Фурье первым предположил, что тепловой поток в любой точке пространства пропорционален градиенту температуры в этой же точке. В математической гипотезе сначала создается толкование полученных результатов. Для объяснения отдельных фактов выдвигаются рабочие гипотезы.

Теория представляет собой наиболее высокую форму обобщения и систематизации знаний. Она описывает, объясняет и предсказывает совокупность явлений в некоторой области действительности и сводит открытые в этой области законы к единому объединяющему началу. Создание теории основывается на результатах, полученных на эмпирическом уровне исследования. Затем эти результаты на теоретическом уровне исследования упорядочиваются, приводятся в стройную систему, объединенную общей идеей, уточняются на основе вводимых в теорию абстракций, идеализаций и принципов. В дальнейшем с использованием этих результатов выдвигается гипотеза, которая после успешной проверки практикой становится научной теорией. Таким образом, в отличие от гипотезы теория имеет объективное обоснование.

К новым теориям предъявляется несколько основных требований. Научная теория должна быть адекватной описываемому объекту или явлению, т.е. должна правильно их воспроизводить, что позволяет в определенных пределах заменить экспериментальные исследования теоретическими. Теория должна удовлетворять требованию полноты описания некоторой области действительности, объяснять взаимосвязи между различными компонентами системы; в ней должны существовать связи между различными положениями, обеспечивающие переход от одних утверждений к другим. Теория должна соответствовать эмпирическим данным. В противном случае она должна быть усовершенствована или отвергнута. Теория должна обладать эвристичностью, конструктивностью и простотой.

Обоснование выбора монтажного крана по техническим и экономическим параметрам
Монтаж колонн и стоек фахверка tg= =580 cos580=0.53 sin580=0.848 Qк =qэ+qт=8,6+0,18=8,78т. Hk=h0+hз+hэ+hстр=0+1+11,8+1=13,8 м. По данным условиям удовлетворяет гусеничный кран СКГ-63А tg= =640 Q=3+0.39=3.39т. H=7+1+1+2.8=11.8 По данным условиям удовлетворяет гусеничный кран МКГ-16М. Для м ...

Расчеты. Определение размеров лестничной клетки
Определяем размеры лестницы жилого дома, если высота этажа 3,0, ширина марша 1,0 м, уклон лестницы 1:2 Принимаем ступень размерами 150:300 мм Ширина лестничной клетки: В=2l* 100=2*100+100=2100 мм Высота одного марша Н/2=3000/3=1500 мм Число подступенков в одном марше 1500/150=10 Число подступей в одном ...

Современные предпосылки появления и развития высотных многофункциональных жилых комплексов. Сложности развития высотного строительства
Высотное домостроение сегодня активно развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове и Новосибирске. Но только российская столица переживает его настоящий подъем. Высотки возводятся в рекордные для такого масштабного строительства сроки. В связи с чем была подготовлена по инициативе корпорации «Конти» гор ...

Главное меню


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smartarchitect.ru